Примерно месяц назад, зная о моем увлечении развитием московского метрополитена, мне предложили прочитать книгу Дмитрия Глуховского "Метро 2033". Рассказали о том явно нездоровом увлеченном чтении этого произведения жителями Столицы, о том, как в поездах метрополитена можно наблюдать целые толпы безумцев уткнувшихся в эту книгу. Учитывая мое врожденное любопытство пропустить подобный оплот русской литературы массового поражения, я попросту не мог - искушение прочитать и понять было слишком велико, и даже проблема с добычей печатного издания не остановила (Большинство моих знакомых и друзей знают, какую неприязнь я питаю к чтению книг с мониторов компьютеров или экранов телефонов). Не устыдившись нарушению авторских прав я Отыскал в Интернете без малого заинтриговавшее меня произведение и попробовал осилить пару страниц... Результат меня до крайности впечатлил.
Для меня существует не слишком-то многочисленный перечень книг, которые я даже не читаю, нет - я ими, как бы глупо не звучало, живу. В одни я погружаюсь неохотно, через силу преодолевая вязкость и серость первых глав, с трудом пробиваясь через стену бесцветного вступления, в другие же вливаюсь всей душой с первой главы. Метро захватило меня именно так - не успел я пролистнуть и первой страницы, как стройные ряды букв плавно превратились в яркие обжигающие правдоподобностью образы и картины, а описываемый мир главного героя стал моим собственным. Автор обладает тем прекрасным качеством, коего часто не хватает многим современным писателям - он умеет в точности передавать чувства, эмоции, картины, отношения, ощущения сухим набором букв и передать парой столь ярко, что исчезает счет прочитанных страниц и глав - есть только события, разворачивающиеся прямо у тебя перед глазами. На мой взгляд, это просто потрясающа способность.. Сколько книг с действительно продуманным и осмысленным сюжетом, хорошим слогом и общей задумкой теряют читателей именно потому, что автор, не смотря на удивительный мир у себя внутри, не может "всего-навсего", передать его людям, всеобъемлюще выразить на бумаге то, что накопилось внутри, в душе или голове - тут уж как кому угодно. Глуховский в этом плане, на мой взгляд, передать смог в избытке и на этом, стоит заметить, вытянул многие огрехи своего произведения, логические нестыковки различных событий, парою до смеха забавные упущения-недоработки... Как один из наиболее понравившихся мне таких маленьких капель дегтя хочу спросить у знающих в этом деле людей, может быть, я просто недостаточно знаю, чтобы представить подобную картину, но каким же образом, будучи одетым, в защитный шлем и противогаз, можно в буквальном смысле сплюнуть или ночью посмотреть прямо в глаза?.. Но, тем не менее, это мелкие недоработки, что забавляют, пусть и не в самых подходящих по описываемым событиям ситуациях... хотя и большие нестыковки есть.
Что же касается технической стороны сюжета, то тут все классически просто и в некоторой степени банально. Имеется главный герой при трагических обстоятельствах лишившийся в младенчестве родителей. Суровый, сухой на чувства и ласку отчим заменяет родителей нашему герою, предназначением последнего является как всегда спасение останков мира и всех жителей метрополитена от грозящей погибели (правда, а чего уж мелочится?). Герой идет по своей извилистой не лишенной препятствий дороге к цели, в чем ему постоянно помогают второстепенные и мимолетные герои. Из главной задачей является защита или спасение избранного из полной задницы, (Вы уж простите за слова) в которую он попадает по развитию книги на редкость часто. Среди второстепенных задач шахматных фигур оберегающих короля можно выделить решение моральных и душевных терзаний главного героя и корректировка его направления к святой цели. Самому же стержню повествования остается тяжелая ноша своего предназначения, преодоление, с поддержкой, неудач и опасностей на пути и угрызения совестью по несладким итогам жизни сопровождающих и спасающих его личностей... второстепенные герои, что ж с них взять...
Не буду открыто обличать вам события и изюминки сюжетных перипетий. Обмолвлюсь лишь тем, что построена книга на описании жизни московского метрополитена 2033 года - чуть ли не последнего пристанища человека после, третьей мировой войны итогом которой стало фактическое крушение мира и угроза исчезновения человека, как биологического вида, населяющего планету Земля. Во всяком случае, в предлагаемой автором реальности, человека разумного можно с чистой совестью и почетом отправлять в Красную книгу и уж точно вычеркивать из разряда главенствующего вида на планете - поверхность вовсе не превратилась в бескрайние выжженные равнины - у нее появились новые грозные и весьма интересные хозяева. Согласитесь, любопытный вариант не такого уж и далекого будущего, верно?..
Но как бы то ни было, не только печальная судьба и завораживающие картины обжигают сознание и заставляют читать страницу за страницей, но и идеи, заложенные между строк, мысли цепляющие иронией, а парой и едким сарказмом. Автор умело описывает величие мира, созданного человеком и в то же время с силой пронзает болью от мысли, что свой собственный прекрасный и совершенные мир человек разрушил своими же руками, а себя самого поставил на край гибели и вынудил питаться мхом, сушеными грибами и крысами, впрочем, еще и свиньями да курами (загадочное появление в метрополитене последних автор оставляет без ответа). Автор осуществляет психологическую атаку не только напрямую - устами героев книги, но уделяет много внимания тем положительным моментам нашего мира, о которых мы даже не задумываемся, и речь часто идет не о свежем воздухе, звездном небе, цветущих садах и бурных реках, а о простых, парою просто бытовых мелочах нашей жизни. Но, не смотря на многолетнее прозябание в суровых и опасных условиях жизни, человек не изменил своей природе и не утратил богатого изобилия своих положительных и отрицательных качеств, а так же крайне вредной неискоренимой привычки сокращать собственную популяцию, уничтожая себе подобных, причем убивая собратьев не менее азартно и увлеченно, чем новые формы жизни, досаждающие жителям метро с поверхности. Автор помимо всего прочего уделяет внимание вопросам веры и судьбы, возможности высшего предназначения, силы воли и человеческих способностей к выживанию в самых тяжелых условиях. Отношения автора к поднимаемым вопросам, конечно же, неоднозначно - некоторые описываются с болью и печалью в голосе, другие - с явной иронией и сарказмом.
Но если смотреть вцелом, книга, хоть и не лишена своих сюжетных и логических нестыковок и огрехов, где мелких и незначительных, а где весомых и режущих глаз, не взирая на классическую линию развертывания сюжета, на мой взгляд, обладает большой силой печатного слова и тем самым заставляет с большим снисхождением смотреть на огрехи. Произведение может считаться грозным посланием нам самим, напоминающим о ценности нашей собственной жизни, обличающим наши отрицательные и положительные стороны, напоминающем о величии созданного нами мира, в котором мы живем, о хрупкости и уязвимости которого мы забываем.
Любителям фантастики и фэнтези литературы, кто еще не успел прочитать, советую не обходить стороной книгу, она, не смотря на минусы, заслуживает вашего внимания и усилий, затраченных на чтение, которое, в силу положительных сторон, не покажется вам обременительным.

-2 за техническую сторону сюжета, нестыковки и огрехи.
8/10